?

Log in

No account? Create an account
fromtxwithlove [userpic]

Еще одно из моих архивов

October 14th, 2015 (01:15 pm)

Немного подправила, но написано все равно паршиво. А тема не только интересная сама по себе, но и мало изученная и обсуждаемая, и, главное, для меня важная.
Годы прошли, а вопрос, для меня, так и остался. Думаю, это один из существенных конфликтов ХХ века. Немцы и евреи, медицина и мистика, индивидуальное и коллективное, академическое и народное, национальное и вне-национальное, иудаизм и христианство. Думаю, перечислила не все. Не разжевываю, потому что хочу разобраться и написать отдельно.

Фрейд и Юнг, два основоположника современной психологии, создатели философских концепций, которые оказали значительное влияние на развитие мысли нашего века. При внешнем сходстве, их различия достаточно существенны. Создавая свои теории, они опирались на разные культурные традиции, и, соответственно, заложили различные направления.
Фрейд не был религиозен, его семья поддерживала традиции, но не относилась к ортодоксальным евреям. Юнг родился в пасторской семье и увлекался религиозными вопросами. Фрейд опирался на классическую науку, и хотел, чтобы таковой оставалась его теория, негативно относится к мистике Так он ссылается на Гартмана, Фехнера, Вундта. Обращаясь к мифологии, использует древнегреческое наследие, которое вполне академично, и не имеет связи с живой народной традицией. Его изыскания в данной области приводят к созданию собственного мифа. Юнг, порывая с Фрейдом, увлекается Ницше, который и литератор, и философ. Потом серьезно занимается восточными культурами и алхимией. Мифология для Юнга - это не символы и не просто подходящая терминология, через нее он выходит на свою теорию архетипов. Он серьезно занимается изучением фольклора, вводит его в свои концепции.
К Фрейду обращались, отталкиваясь от него, споря с ним, представители различных философских течений: логик Витгенштейн, структуралист Фуко и т.д. Надо сказать, что мало кто в ХХ веке не высказывался о психоанализе и его создателе.
Юнг и его аналитическая психология оказали не меньшее влияние, но это другой пласт культуры. Интерес к Востоку, попытки соединить его с Западом, возвращение к старым учениям, таким, как алхимия, обращение к сказкам, народным традициям, обращение, а традиции примитивных народов - все эти направления были намечены Юнгом.
Интересно различие в понимании бессознательного у двух основоположников.
Бессознательное у Фрейда не имеет структуры, ни временной, ни пространственной, и, по сравнению с бессознательным у Юнга, хаотично. Здесь находятся основные детерминанты личности, источники психической энергии, побуждения и инстинкты. В структуре личности есть ид (оно), эго и супер-эго. Ид - бессознательно, и в нем нет добра и зла, нет культурных ценностей.

У Юнга бессознательное структурировано, в нем находятся тень, самость и т.д. Бессознательное Юнга напоминает, по его известному сну, этажи в доме. Главное открытие ученика Фрейда - это разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное, и разработка архетипов.
Бессознательное Юнга одновременно и больше и меньше, чем источник энергии. Коллективное бессознательное структурирует и переносит эту психическую энергию в некие иррациональные сферы. Это бессознательное хорошо ложится на структуру сказок, обрядов, некоторых мифов. Это отличается от индивидуальных сновидений, индивидуалистского подхода. Таким образом, намечаются пространство и время, и характеристики архетипических персонажей. Энергия черпается в основном из коллективного психического пространства, некого общего сна.
Бессознательное Фрейда до конца никогда не осознаваемо. Если бы он не был атеистом, то можно было бы предположить, исходя их еврейской традиции, волю Бога. В концепции Юнга бессознательное получается более осознаваемым, за счет возможности исследования архетипов. Человек может, не осознавая происходящего с ним лично, присоединится к коллективным процессам, и получить новый опыт. Фрейд этого либо не воспринимал, либо относился негативно. Характерно, что Юнга не обошли идеи немецкого национализма того времени. Фрейд ж, как и Лебон, писал о психологии масс, психологии толпы.
У Юнга бессознательное не кажется столь витальным, и не полно животных инстинктов, при всем его увлечении этнографией, сказывается влияние его религиозных и духовных исканий. Для него не так актуально отсутствие морали, категорий добра и зла, как для Фрейда, скорее наоборот.
Перечислены некоторые моменты в расхождениях, проявлявшихся у двух разошедшихся и конфликтовавших мыслителей.