?

Log in

No account? Create an account
fromtxwithlove [userpic]

разница Европы и России, которая не Европа

March 4th, 2015 (04:29 pm)

Почему у русских нет юмора? - спросил нас, еще в городе Х. молодой врач из синагоги. Я тогда в всерьез задумалась. А ведь правда. Есть заметное отличие юмора на Западе и в России. А то, что знаю о русской культуре на Западе, так совсем без юмора, ка кто Толстой, Достоевский, Солженицин. В Чеховских пьесах юмор своеобразный, а у Гоголя еще тот юмор.
А почему у русских так сложилось с юмором? А про искусство. В искусстве юмора действительно мало и он очень ограничен. Сатиры был много, но сатира была частью борьбы, с которой как раз было все порядке.
В европейском искусстве и в общественной жизни с черт знает каких времен было много разных видов юмора. Были и юмор висельников, идущий от юмора моряков, которых в России и не было до Петра, и грязный юмор, ниже пояса, что в России было совсем в нижних слоях, без показательных драк в грязи, и юмор, связанный с богохульством и глумлением, чего в России и быть не могло.
Существовала огромная разница в понятии священного. И отсюда разница в отношении к глумлению.
Глумление был частью карнавалов, существовала в традиции хулиганства и попрания законов, у анфан-териблей. А в России не был своих анфан-тереиблей до нового времени, до 18 и 19 века, не было не только карнавалов, но и хулиганства, в которое бы входило глумление и поругание священного. Наоборот, самые распоследние бандиты сохраняли чувство почтения к традиционным святыням. Да и святыни понимались по разному.
В Европейской традиции долгое время был свят сам Монарх и его монаршья кровь. А в России - монарший трон. На трон можно было посадить любого - и все, значит еще от Бога. А скинули - и тоже все, уже никто.
А богохульные ругательства? Как с ними с России? И речь не об уважении ко всему святому, а об не умении задавать вопросы, играть со словами и со смыслами, хулиганить, словом и действием, и философствовать.
Все Европейские радости стали возникать на русской почве к концу 19. А вскорости, по историческим меркам, стали уничтожаться при Сталине. А в сталинскую эпоху хорошо было привито чувство святости, не хуже чем у исламистов, и развиты религиозные чувства.
И какая реакция могла быть на карикатуры, на глумление. Да такая, которая была. А эмоциональная реакция террористов близка людям не только в Чечне.
Я не задерживала на примерах к моим тезисам. мне самой и так понятно. Но, может, потом приведу и примеры.

Comments

Posted by: fromtxwithlove (fromtxwithlove)
Posted at: March 5th, 2015 08:36 pm (UTC)

Запорожцы - похабень полная, но, пардон, не очень русская. Украинская или нет, - можно спорить, но не русская. Здесь, кстати, и отличие, типа братских народов. Принципиальное.
Т., А., Ч. - все поздние время, как и с русской философией. Тогда, кстати, и карикатуры пошли в Российской прессе. Гончаро - не знаю. Плохо с ним знакома, но не уверена.
Скоморохи и петрушки то же очень поздно слились с литературой, и не очень понятно, что и как это было. Сказки и былины собирали, а вот этот фольклор не вполне понятен. Матерные сказки более известны и представлены. А скоморохи - что, как? И где это было в кульруте образованых? Где русский Вальтер Скот? И насколько они над святынями потешались? Не понятно.

12 Read Comments