?

Log in

No account? Create an account
fromtxwithlove [userpic]

русская тюрьма

January 28th, 2014 (02:54 pm)

Все таки в России особое отношение к тюрьме, со всем комплексом жертвы. То, что в России жертвенность во всем и везде, понятно, и, наверно, никто со мной спорить не будет. И любовь, и смерть, и война, и искусства, и науки. Ничего не могу придумать не жертвенного. Подвиги жертвенные, без жертвы, кажется, и не бывает. А жертвы без подвига столько угодно. У Лунгина в "Царе" это хорошо показано.
Но я о тюрьме хотела. Кто больший герой, тот кто в тюрьме отсидел, или тот, кто ее избежал, любым способом? По мне, так лучше и круче избежать тюрьмы, особенно совершив побег. В России же лучше люди сидельцы, с декабристов еще повелось. Как отправили цвет общества в тюрьму и ссылку, так и понеслось.
Когда я читала классическую классику Достоевского, "Преступление и наказание", мне хотелось чтобы Раскольников бежал, спасся от каторги. Уже ведь понял, осознал, и мог исправляться нормальным человеческим образом. Делал бы хорошие дела, а не каялся уродливым способом. Зло идет от жертвенной Сонечки Мармеладовой, всех она за собой на дно утащить хочет.
Я не думаю, что не нужна тюрьма, что бы стать лучше, и редко кто в ней, в тюрьме лучше становится. Многие скорее хуже. Я не уверена, что тот же Достоевский стал лучше в тюрьме.
В любимом произведении моего детства, в "Отверженных", Жан Вальжан меняется совсем не в тюрьме, не на каторге, а под воздействием прекрасного человека. Я не могу вспомнить в западной литературе о позитивном влиянии тюрьмы и подобной жертвенности.
Буду рада и благодарна, если мне приведут разубеждающие примеры.

Comments

Posted by: polenova (polenova)
Posted at: January 28th, 2014 09:32 pm (UTC)

Дмитрий Карамазов, вроде, бежит. Во всяком случае, собирается. Правда, он не виноват ни в чем.

Posted by: fromtxwithlove (fromtxwithlove)
Posted at: January 29th, 2014 12:33 am (UTC)

Вроде собирается. Но вроде меняться не очень собирается. И автор его не очень поддерживает. Пример скорее подтверждающий, чем опровергающий. Но это интересный пример.

Posted by: polenova (polenova)
Posted at: January 29th, 2014 01:13 am (UTC)

Он страдает, что не приживется на чужбине ( хотя в глаза эту чужбину не видал). А от тюрьмы его отговаривает, в частности, Алеша, положительный герой. Отговаривает тем, что не по плечу Дмитрию этот крест, потому что он невиновен. Т.е. будь Дмитрий посильнее, будь в нем праведности побольше, то стоило бы ему посидеть и кресть понести, но он слабенький и невиноватый, нехай бежит.
Интересно, что сам Достоевский денежки проигрывал вполне на чужбине. Вообще, русский патриотизм очень расцветает в европейском климате - что у Достоевского, что у Гоголя.
Открыла я сегодня Достоевкого, проверить, бежит Дмитрий или нет - и в ужасе закрыла обратно. Боже, как я это в юности читала? Да еще с восторгом? Это ж концентрированная психопатология. Мне от трех страниц физически дурно стало.

Posted by: fromtxwithlove (fromtxwithlove)
Posted at: January 29th, 2014 08:38 am (UTC)

Я обнаружила. что не могу читать Д. после спектакля в Ленкоме по Игроку. Там Инна Чурикова в конце восклицала - Я такая просветленная. Как отрезало, - не могу.
Я вот тоже слабенькая и невиновная, страдаю и приживаюсь на чужбине. :))
Расцветает даже не патриотизм, а особое понимание духовности.

Posted by: Алик (alikr)
Posted at: January 28th, 2014 10:05 pm (UTC)

Заводной апельсин. Там как раз герою рефлексы отвращения ко злу прививают.

Posted by: fromtxwithlove (fromtxwithlove)
Posted at: January 29th, 2014 12:37 am (UTC)

Ни разу не тюрьма. Социальная научная фантастика. Эксперимент лабораторный и насилие на уровне классической школы. И конечный результат тоже не подходит.
Скорее, "О,Счастливчик". Но финальная улыбка в конце тоже не в той традиции.

6 Read Comments